Инновации и проекты
Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ»
21 апреля 2018 года на базе филиала СГПИ в г.Буденновске с целью расширения и углубления знаний студентов, формирования профессиональных навыков педагогами МДОУ ДС №24 г.Буденновска был проведен мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» для групп СПО специальности «Дошкольное образование».
Заведующий МДОУ Сурина Елена Владимировна начала мастер-класс с общего проекта по дошкольному учреждению «Система работы оздоровления дошкольников по средствам арт-терапии». Средствами арт-терапии мы расширяем горизонты для любого ребенка и помогаем тому, кто испытывает особые трудности в развитии.
Василенко Светлана Сергеевна – заместитель заведующего по УВР, продолжила тему по работе над проектами в МДОУ и рассказала студентам об использовании музейной педагогики в условиях МДОУ. Созданные мини-музеи в групповых помещениях МДОУ помогают коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.
Воспитатель – Евдокимова Виктория Витальевна, раскрыла тему по актерскому мастерству. Она пояснила, что актерское мастерство – это технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная. И ее проект «Актерские педагогические умения и способы их применения в МДОУ» как нельзя, кстати, проходит в нашем учреждении. Так как современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе знания и педагога, и психолога, и мастерство актера.
Бойченко Надежда Викторовна – воспитатель МДОУ, представила свою проектную деятельность по теме «Мультифильмия», через которую она показала взаимосвязь занятий театральной деятельностью и сюжетной лепкой с обучающимися. Все это очень важная составляющая для развития психических функций личности ребенка, его художественных способностей, общечеловеческих универсальных способностей к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
Также студентами, под руководством педагогов, были продемонстрированы практические возможности использования проектов при обучении детей по пяти образовательным областям и различным видам деятельности.
Проект «Пластилиновая мультифильмия»
С введением ФГОС ДО – новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В нашем учреждении был найден особый способ и воплотился он в создание инновационного мультимедийного проекта.
С чего же всё начиналось?
Мы решили совершенствовать лепку в детском саду. Лепка – увлекательное занятие. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Также лепка имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть. К пяти годам хочется чего-то новенького и мы решили попробовать сделать пластилиновый мультик. Ведь мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Они непосредственно участвуют в воспитании и развитии ребенка. По мнению многих психологов, герои мультфильмов оказывают большое воздействие на детей. Яркие образы персонажей мультипликационного фильма привлекают внимание, завораживают ребенка, завладевают его сознанием. Это целый мир увлекательных историй, новых друзей, невероятных тайн и сногсшибательных открытий.
Мульттерапия - новое направление в коррекционной работе с детьми, интересная форма работы с детьми, имеющими проблемы в развитии коммуникативных навыков. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния подростка происходит гармонично и естественно. С одной стороны она вбирает в себя опыт и приемы, наработанные в других имидж-терапевтических направлениях, с другой предлагает новые перспективы в коррекции и социализации. Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
Идея создания мультфильма своими руками возникла, после знакомства с творчеством писателя, художника и мультипликатора В. Сутеева. Дети вспоминали сказки, которые читали в младшем возрасте. Для детей это было увлекательное знакомство с миром сказки и страной «Мультфильмией». Работа оказалась интересной, но не легкой, чтобы дать детям знания о том, как создаются мультфильмы, мы сделали мини музей «Союзмультфильма».
После экскурсии, был проведен мастер класс «Как создать героев пластилинового мультфильма». Дети решили, что тоже будут «снимать» пластилиновый мультик. В группе мы вылепили героев сказки «Репка» и «Колобок». Но как оживить пластилиновых героев? Выход нашелся. И здесь на помощь может прийти театр.
Театрализованная деятельность – универсальна: она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Театр - это те же самые сказки-драматизации, только ориентированы на какую-либо проблему. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Таким образом, занятия театральной деятельностью и сюжетной лепкой с детьми развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
Эта работа позволила решить следующие задачи:
- Повысился уровень субьектности детей по отношению к познавательной и творческой деятельности: усилилась их самостоятельность, инициативность, целевая активность, уверенность в своих силах, они стали лучше планировать свои действия.
- Усилился интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желания участвовать в них.
- Педагоги стали более внимательно анализировать ситуации, складывающиеся в группе, целенаправленно учитывать интересы детей при планировании содержания и организации образовательного процесса.
- Расширился образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы театральной деятельности, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов, появлению у детей и педагогов организации показа и презентации мультфильма.
- Найден нетрадиционный способ создания мультипликационного пластилинового фильма, доступный детям старшего дошкольного возраста.
Процесс создания мультфильма так увлек детей, что они решили продолжить эту работу. Мы считаем, что создание мультфильмов в детском саду – это не только возможно, но и очень полезно. В процессе работы над мультфильмом происходит развитие детско-взрослой общности. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать наши педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями.
«Литотерапия, как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста»
Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста, познакомить с приёмами работы с камнями.
Литотерапия- (от греч. lithos – камень и therapia – лечение) лечение минералами.
Литотерапия и гемматерапия применяются в коррекционной и лечебной педагогике, в особенности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов, в дошкольном возрасте изменяется сама социальная ситуация развития, которая характеризуется тем, что ребёнок начинает стремиться действовать как взрослый. Интенсивно в данный период развивается мотивационная сфера, идёт процесс структурирования мотивов, появляются элементы произвольности в поведении, логика чувств, происходят позитивные изменения в самосознании.
В то же время процессы личностного развития далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны, социально импульсивны, тревожны и т.п. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
Основная функция педагогов и психолога нашего МДОУ состоит в том, чтобы на основе диагностики выявить позитивные и негативные тенденции в развитии личности каждого дошкольника, создавать посредством специальных психологических средств условия для оптимизации процесса личностного развития, преодоления негативных тенденций и отдельных симптомов неблагополучия. Это ставит в качестве специальной задачу коррекции личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родители при активной помощи детского психолога.
В настоящее время для нас, педагогов и психологов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад.
Игры с песком, глиной, камнями и другим природным материалом относятся к любимым играм детей, так как они имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка. Известно, что первые игры появились в результате взаимодействия человека с природными материалами. Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны и могут широко использоваться для работы с детьми.
Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками? Эти наблюдения и натолкнули меня на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия. На данных занятиях проходит коррекция таких личностных проблем, как неумение общаться, договариваться, агрессивность, конфликтность. У детей развиваются познавательные процессы, навыки конструктивного взаимодействия, любознательность, активность. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека — медитация. Использование литотерапии в психологической практике, в том числе и применение методов литотерапии в детских садах — это малоизученное направление.
Литотерапия (лечение минералами) и гемматерапия (лечение драгоценными камнями) применяются в коррекционной и лечебной педагогике. На основе изученного мной была составлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания — эти исследования давно проводятся в США. Огромное воздействие на человеческий организм оказывает цвет минерала.
Сегодня я представлю один из вариантов занятия с использованием ИКТ. Путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и родной Земли. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок.
Во время выполнения данной работы мне хотелось приобщить ребят к миру камней, заразить их своей любовью к ним. Развить любопытство, познавательный интерес, коммуникативные качества, способствовать психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения — вот основные мои задачи.
Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В тоже время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые любят рисовать, лепить, конструировать. С ними коррекцию лучше вести посредством именно данных видов деятельности. А ещё дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Работа с камнями не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей. Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года, или на усмотрение педагога 2 раза в неделю в течение полугода.
Таким образом, используя приёмы литотерапии в детском саду, можно развить у детей коммуникативные навыки, способствовать их психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения и снизить остроту проявления эмоционально-личностных нарушений.
Система работы оздоровления дошкольников посредством арттерапии
Опубликовано: 22.12.2014 г.
Дополнено: 20.04. 2015 г.
Пушечкина Т. В.
Система работы оздоровления дошкольников посредством арттерапии В МДОУ ДС № 24 г.Буденновска.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Буденновска Буденновского района» расположено в 3-м микрорайоне города Будённовска. Здание детского сада двухэтажное, типовое, построено и введено в эксплуатацию в 1987 году, рассчитано на 180 мест. Реальная наполняемость 196 детей.
В ДОУ функционируют 12 групп, из них:
- 7 групп общеразвивающей направленности;
- 5 групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей с фонетико-фонематическими нарушениями.
Итак, добро пожаловать в наш детский сад «Радуга».
Попадая на территорию дошкольного учреждения, вы оказываетесь в царстве зелени. Здесь вы почувствуете хвойный аромат сосен и елей, полюбуетесь пышностью фруктового сада, вдохнёте запах цветущих кустарников. Встретите пушистый можжевельник и стройные берёзки. Вас порадует «огонь рябины красной» и сладкий запах цветущей липы.
Всё это «тропа здоровья» - которую так любят взрослые и дети.
Приоритетным направлением в деятельности ДОУ является эколого-оздоровительная работа.
Вся деятельность педагогического коллектива направлена на решение следующих задач:
- охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;
- обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ;
- диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;
- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;
- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.
В большом мире очень много нового, интересного, необычного. Этот мир притягивает, но иногда вызывает тревогу и страх, болезни и безвыходность, а это в свою очередь может привести к агрессии, нежеланию и неумению общаться. Наша задача – снизить негативное влияние среды, которая оказалась неблагоприятной для роста и развития ребёнка, помочь преодолеть трудности, которые встретились ему в начале длинного путешествия по жизни.
Невольно возникает вопрос «А будущее за нами или за ними?»
Наше МДОУ организовало и освоило систему работы по оздоровлению дошкольников через современную здоровье сберегающую технологию АРТТЕРАПИЮ. В последнее время слово арттерапия всё чаще звучит в профессиональной среде психологов, художников, людей занимающихся детским творчеством, и у каждого есть своё видение того, что есть лечение, оздоровление искусством (арт – искусство, терапия – лечение).
Мы педагоги, предлагаем свою формулировку.
АРТТЕРАПИЯ – это метод изменения состояния структуры мироощущения ребёнка посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики.
Оздоровительная деятельность посредством арттерапии, начинается только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребёнка.
Ребёнку и взрослому не нужны переводчики, если они разговаривают на - языке искусства. Он универсален, так как это язык чувств, символичный и понятный всем, вызывает из подсознания разнообразные ассоциации:
- тепло и любовь;
- яркость и успех;
- торжество побед или горечь поражений;
- оживление и активность;
- светлая мечта и спокойствие;
- фантазия и воображение;
- личные способности и скрытые силы.
Средствами арттерапии мы можем расширить горизонт для любого ребёнка и помочь тому, кто испытывает особые трудности в развитии. Как говорилось выше, в нашем дошкольном учреждении функционируют 5 групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей с фонетико-фонематическими нарушениями.
В работе именно с этими детьми используются все функции и виды арттерапии – ведь это благодатная почва для коррекционной работы.
Наши педагоги и специалисты знают эти проблемы и понимают их истоки.
К основной деятельности педагогов и специалистов по созданию условий для формирования здорового образа жизни следует отнести:
Воспитатель:
- Создает предметную среду в группе и на участке для занятий физической культурой.
- Создает условия эмоционального комфорта для общения с детьми и родителями;
- Воспитывает у детей желание быть здоровыми;
- Формирует у детей потребность в ежедневных физических упражнениях и здоровом образе жизни;
- Планирует и организует с детьми индивидуальную работу по физическому воспитанию и развитию;
- Планирует и организует закаливающие и профилактические мероприятия с детьми с учетом сезона.
Воспитатель по физ. воспитанию:
- Использует различные типы физкультурных занятий, применяя дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния здоровья ребенка.
Музыкальный руководитель:
- Организует музыкально – ритмическую деятельность дошкольников;
- Осуществляет музыкотерапию.
Учитель – логопед:
- Осуществляет коррекцию звукопроизношения у детей, что способствует успешной социализации дошкольников.
Воспитатель – эколог:
- Планирует и проводит экологические занятия с детьми и труд в природе. В процессе общения с растениями и животными дети получают основы экологических знаний, учатся сопереживать, снижается агрессивность и напряженность, появляется положительный эмоциональный настрой.
Педагог – психолог:
- Участвует в создании оптимальных условий в ДОУ для развития и жизнедеятельности дошкольников, способствующих эмоциональному и психологическому комфорту детей как профилактике психосоматических заболеваний.
- Осуществляет психологическое сопровождение детей, педагогов, родителей.
Педагоги и специалисты ДОУ ставят перед собой задачу: увлечённо и искренне провести ребёнка в непростой мир «Здоровье через нетрадиционные методы».
- Работая с детьми педагог-психолог использует игротерапию как символический язык для самовыражения и средства общения. С помощью игры ребёнок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ «Я», свои возможности и обязанности, чувства и исследовательские отношения.
- Воспитатель через куклотерапию помогает ребёнку ликвидировать болезненные переживания, укреплять психическое здоровье, развивать самосознание. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребёнка через сказку, его воображения, порядочности, храбрости, речевого творчества.
- Педагог по изобразительной деятельности через изотерапию и цветотерапию помогает детям справиться с повышенной утомляемостью, нормализовать аппетит, сон, настроение. На занятиях в студии «Семицветик» дошкольники учатся играть с цветом, разговаривать, сочинять цветные сказки, оживлять темные неодушевлённые предметы.
- Спорт, радость, движение, смех, подвижные игры - всё это объединяет в себе физотерапия которая прослеживается в работе кружка «Фитбол» и на занятиях физкультуры.
- Музыкальный руководитель через музыкотерапию создаёт положительный эмоциональный фон для ребёнка, с помощью различных приёмов, как распевки, релаксационные упражнения, слушание. Посредством разнообразия музыкального языка педагог изменяет душевное и физическое состояние ребёнка, использует различные эпитеты для описания музыки.
- Учитель-логопед на своих занятиях использует песочную терапию, где дети учатся рисовать песком на зеркале, строить песочные замки и с интересом угадывать, кто же спрятался в песочной горе. Развивая мелкую моторику, дошкольники с удовольствием проигрывают игры с песком, крупой и глиной.
Основные идеи здоровьесберегающих технологий в ДОУ прослеживаются в блоке «Терапевт – здоровьесбережение».
- Игротерапия (игровая среда в группах)
- Анималотерапия (психологическая комната)
- Сказкотерапия («Русская изба»)
- Куклотерапия (театральный кружок «Теремок»)
- Изотерапия (ИЗО студия «Семицветик»)
- Цветотерапия (игровая среда в группах)
- Физотерапия (кружок «Фитбол»)
- Музыкотерапия (кружок «Звонкий голосок»)
- Песочная терапия (игровая среда в группах)
- Ароматерапия (игровая среда в группах)
- Трудотерапия (игровая среда в группах)
- Витаминотерапия (кружок «Здоровячок»)
- Фитонцидотерапия (клуб «Доктор Айболит»)
- Смехотерапия (игровая среда в группах)
- Релаксотерапия (психологическая комната)
- Флоротерапия (экологическая комната)
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы с родителями через метод арттерапии:
- родительские собрания в нетрадиционной форме
- открытые занятия с детьми для родителей «Кукольный мир», «Дыхание – это жизнь»;
- спортивные праздники «Папа, мама и я», «Ритмические рисунки»
- досуги и праздники «Рисуем музыку», «Цветные игры» «Разноцветная Ярмарка»
- проводим выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями «Здравствуй страна здравия».
Применение в работе нашего ДОУ здоровьесберегающих технологий, в частности арттерапии, дают свои результаты:
- Созданы условия для полноценного физического развития ребенка в ДОУ
- Налажена координация всех специалистов ДОУ
- Отработана система диагностирования физического развития
- Осуществляется мониторинг здоровья дошкольников
- Изучены и применяются разнообразные формы закаливания и методы оздоровления и укрепления здоровья детей
- Возрос уровень профессиональной компетентности педагогов
- Планируются и организуются различные мероприятия с родителями, пропагандирующие ценности здорового образа жизни
- Выстроены взаимоотношения с социумом
В заключение хотелось бы сказать, что для нас педагогов, лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но не качественно. Только тогда исцеляющая сила нашего искусства может быть направлена точно в цель.
Список используемой литературы.
- Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие /В.М.Акименко. – изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 105 с.: ил. – (Сердце отдаю детям)
- Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике /Сост. М.А.Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349, (1) с.: ил. – (Познавайка)
- Образовательные технологии педагогики здоровьясбережения /В.А.Сластенин. - Пермь, 1995
- Такие разные дети: Арттерапия для дошкольников /Е.В.Свистунова и др. – М.: СтереоМИР, 2007. – 114 с. – (Мир детства)
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 128 с.